Экзамен в айкидо 1
|
||||
…………………………
В айкидо нет соревнований. В айкидо нет турниров. Но как же тогда человек, практикующий айкидо, может оценить уровень своего мастерства в айкидо? На мой взгляд, одним из способов (а может быть и единственным) такой оценки может стать экзамены. Но как он должен проходить? Конечно и в Японии, и в России и в других странах уже существуют сложившиеся годам правила и оценки проведения экзаменов. Но все-таки, на мой взгляд, процедуру аттестации надо менять.
В каждом додзе, в каждом клубе и секции айкидо тренировки айкидо проводятся со своей спецификой, со своими нюансами и особенностями. Где-то больше уделяют внимание плавности, мягкости. Где-то скорости и резкости. В каком-то додзе практикуют работу с оружием, а в каком-то нет. Кто-то из инструкторов уделяет достаточно много времени на тренировках теоретической, философской и психологической подготовке учеников. А кто-то больше полагается на их самостоятельное развитие в этих вопросах. Одни инструктора, имеют педагогическое образование и строят тренировки в соответствии общепринятыми педагогическими правилами. Другие следуют примеру своих учителей, третьи - своей интуиции, опыту и выводам, сделанным в ходе тренировок. Все это накладывает существенный отпечаток на содержание тренировок… Причины, по которым люди приходят заниматься айкидо, различны: одни - для укрепления здоровья, другие - для изучения самозащиты, третьи - для чего-то еще. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть в додзе людей разного возраста, пола, телосложения, национальности и т.д. И все это (и многое другое) должно влиять на содержание экзамена и на то, что и как должно оцениваться. Но многие могут сказать, что не возможно и не целесообразно делать аттестационную программу под каждого. А это и не нужно. Просто необходимо учитывать то, что дается на тренировках и использовать индивидуальный подход: если сдающий молод и силен, то экзамен может длиться немного дольше, чем у человека более взрослого или имеющего большой вес. Если человек пришел заниматься айкидо для улучшения своего здоровья то, я думаю, не стоит его гонять до седьмого пота, а будет достаточно (в зависимости от степени аттестации) посмотреть на его технику. Обязательно, я считаю, на экзамене, начиная с самого первого, должны быть, затронуты вопросы теории и общего физического развития. Сдающий экзамен, обязан владеть информацией о теории айкидо (биография Осэнсэя, история развития айкидо, принципы и т.п.). И чем выше он взбирается по аттестационной лестнице, тем более объемными и конкретными должны быть его знания. Ну общая физическая подготовка - это, прежде всего, та база на которой строится весь тренировочный процесс. Если человек не способен заниматься 1,5-2 часа без перерыва (вставать и падать, вращаться или двигаться по зигзагообразной траектории и т.д.), то навряд ли процесс тренировки будет достаточно эффективен… В аттестации есть еще много нюансов, которые сложно учитывать, но не невозможно. Главное подойти к этому вопросу творчески и с умом. И тогда уровень сдающих экзамен, как практического, так и теоретического развития будет выше. Дмитрий Кундин
Инструктор ФААР,
Инструктор кемпо-клуба «Золотой дракон» 4 дан Айкидо Айкикай |
||||